^Наверх
Get Adobe Flash player

Консультация "Детская субкультура"


 

Очень часто родители  не знают и не видят  специфики существования и развития  детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей  в особую демографическую группу  и предполагает наличие  определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и  на их "социальное причесывание".

Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой  каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания  социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Детская субкультура - это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Неинституионализированная форма  социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей  внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями  основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует  их через соответствующие традиции, ритуалы и др.


 

В содержание детской субкультуры входят:

- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки,  обзывалки);
- детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
- увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
- способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в "страшные места" (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
- детская мода;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, "черный юмор", сказочный мир);
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.


 


Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей  специфические способы  организации детской  деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей  с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие  к близким   и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья - защита и надежность).

Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте  и утвердить себя через эти предметы ("я - есть", "я - могу"), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В первую очередь - это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы  для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.

Детское коллекционирование.

Детское коллекционирование - это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.

Остановимся  кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.

Детский фольклор

В его основе лежат произведения, авторами которых являлись взрослые и, которые передаваясь из поколения в поколение, адаптированы детьми для детского восприятия.

Например, стихотворение "Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять"  было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)

Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре - считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.

Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка - это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.

Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.

Причем в 4-5 лет дразнилки  обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.

В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.

Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).

Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.

Детское словотворчество.

Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.

Варит-варилка, лечит-лечилка.

Смеховой мир детства.

К  нему относятся:

Перевертыши, нелепицы, небылицы - особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается  обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое  представление об окружающем.

Страшилки.

До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию  «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки

В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).

Садисткие стишки.

Страшилка середины 80-х годов. Мнение  о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие - говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют  благополучному принятию ребенка в коллектив.

Коллекционирование и собирательство.

Коллекционирование - тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.

После 5 лет у детей появляются  собственные сокровищницы.

Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) - представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.

Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников  и уверенность в своих силах.

Посещение страшных мест.

Групповое посещение  страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.

Со временем  детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта  не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс   развития и саморазвития  человека в ходе усвоения  и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация - адаптация личности  к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Социализация - это и формирование собственной позиции  и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка:

Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная  брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров  родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой  дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Почему сейчас уделяется такое внимание детской  субкультуре?

В процессе приобщения  к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается  опыт взаимодействия с окружающими, строятся  социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный  и социально желаемый внутренне.

 

Copyright 2013-2017 Детский сад №8
Яндекс.Метрика